|
Шуляк А.Е., Москва, Ленинский проспект, 27, РГМУ, ФУВ, кафедра неврологии
Цель: Разработать способ рентгенодиагностики влияния укорочения вертебро-висцеральных связок на биомеханику шейного отдела позвоночника.
Материал: 100 пациентов с ишемическими нейропатиями шейного отдела позвоночника.
Методы: клинический, рентгенологический, висцеральная и вертебральная диагностика, прикладная кинезиология (мышечное тестирование), висцеральная мануальная терапия, направленная на растяжение связок, и повторное рентгенологическое исследование.
Результат: в 100% случаев у пациентов с нейропатиями диагностировалось укорочение вертебро-плевральных связок. После проведенной висцеральной мануальной терапии восстановилась подвижность легкого, уменьшилось напряжение вертебро-висцеральных связок. При рентгенологическом исследовании у 75% восстановилась симметричность положения позвоночно-двигательных сегментов в нижне-шейном отделе позвоночника. При неврологическом исследовании определено: увеличение силы мышц кисти и плеча, восстановление сухожильных рефлексов.
Выводы: Функциональные блоки шейного отдела позвоночника могут быть компенсаторными, охраняя позвоночник от перегрузки в связи с укорочением вертебро-плевральных связок. В связи с этим, данная группа пациентов нуждается в диагностике и лечении дисфункции внутренних органов.
Васильева Л.Ф., Кафедра неврологии и нейрохирургии РГМУ, ФУВ, Москва, Россия
Актуальность – функциональные (обратимые) нарушения, как правило, возникают до появления клинической манифестации. Как правило, они подразделяются на патобиомеханические, патохимические и патоэмоциональные. Экспериментами М.Р.Могендовича доказано, что все функциональные изменения взаимосвязаны друг с другом через их связь с мышцами в виде висцеро-моторных, вертебро-моторных и др. рефлексов. Гипоафферентация из пораженных структур в таламо-паллидарную систему приводит к гипотонии и гиповозбудимости одних и компенсаторному укорочению других мышц.
На основании сопоставления приведенных данных с ЭМГ исследованием возбудимости мышц разработан способ диагностики приоритетности функциональных механических, химических или эмоциональных процессов в генезе болевых мышечных синдромов. Для этого выполняется провокация в виде пробного кратковременного раздражения структур, гипоафферентация из которых привела к мышечному дисбалансу. На тело пациента кратковременно наносится раздражение: механическое (смещение органа, позвонка), химическое (расположение на теле пациента медикаментов под магнитом), эмоциональное (раздражение эмоциональных точек на лице). Если эта провокация восстанавливает необходимый поток раздражителей в таламо-паллидарную систему, то на это немедленно реагируют функциональные связи внутренних органов и, в первую очередь, с мышцами. В ответ на эту провокацию восстанавливается тонус мышц, ассоциированных с висцеральными органами.
Результат определяется клинически (прекращается боль в компенсаторно перегруженных мышцах), при мануальном мышечном тестировании по методу Дж.Гудхарада восстанавливается тонус в мышцах, ЭМГ исследованием – восстанавливается возбудимость мышцы.
Выводы: Метод может широко быть использован в практической деятельности.
Врача периодически спрашивают, как бороться с усталостью за рулем? Ведь многим приходится проводить по нескольку часов в дороге.
Люди в своем большинстве оказываются за рулем автомобиля в крайне неблагоприятном состоянии, будь то недосып, задерганность или состояние хронической усталости. Здесь важно определить ту грань, за которой нарастающая усталость становится опасной.
Сначала водитель может начать ощущать тяжесть в межлопаточной области, затылке или шейном отделе позвоночника. Затем появляется рябь или мелькание в глазах, у кого-то возникает пелена перед глазами, которую хочется невольно сбросить. Обратите внимание, что состояние, когда слипаются глаза, - это уже фактически сон. Кстати, нередки и другие случаи: когда человек засыпает с открытыми глазами. Дальнейшее погружение в забытье сопровождается потерей связи водителя с автомобилем.
Одна из серьезных опасностей сна за рулем состоит в том, что рука водителя не отпускает “штурвала” и неосознанно может направить автомобиль на встречную полосу движения.
Что представляет большую опасность для человека – монотонная загородная дорога или интенсивное городское движение?
На первый взгляд, в городской суете заснуть труднее, если вообще это возможно. И все же, с точки зрения утомления, город опаснее загородного шоссе. Особенно в жару.
Один час, проведенный за рулем в условиях интенсивного движения в городе, приравнивается к шести часам физического труда. Высоки нагрузки на нервную систему и глаза. Не добавляют бодрости и выхлопные газы. Постоянно возникают стрессовые ситуации: например, человек торопится, а попадает в одну пробку, другую…
При появлении первых признаков засыпания остановите машину. Чтобы временно отогнать сон, можно помассировать уши, начиная от мочек по краю до верхней части. Затем пять – шесть раз надавить затылком на подголовник, задерживаясь каждый раз в напряженном состоянии на четыре – шесть секунд. Можно помассировать шею, потереть ладони. Очень эффективен межпальцевой массаж. Для этого скрестите пальцы и начните интенсивные движения в противоположные стороны. При этом включаются рефлексогенные зоны. Помассируйте ладонями тыльные стороны кистей рук.
После этих нехитрых процедур нужно расслабиться, закрыть глаза, прикрыть их ладонями и побыть в таком положении от 30 секунд до полутора минут. Потом выйти из машины и сделать восемь – десять активных движений. Решение – продолжать движение или принять меры остается за Вами. Все зависит от трезвой самооценки.
Для людей с высокой активностью (холерическим складом характера) критическим режимом будет монотонный, для флегматика же, наоборот, интенсивный. И в том и другом сочетании утомление будет наступать весьма быстро. А что нужно делать, чтобы снять с себя сонливость и продержаться еще, скажем, час?
Против сонливости все-таки лучшее лекарство…сон. Хотя бы 10 – 20 минут.
Не рекомендуется сбивать сонливость с помощью чая или кофе. Бодрящий эффект от кофе скоротечен. Более того, когда его действие закончится, порог сонливости снижается и противостоять сну становится труднее. Лучше пожевать дольку лимона.
Кстати, склонность к засыпанию за рулём часто проявляется после еды. Наиболее опасное время – 20 минут после принятия пищи, когда она начинает усваиваться.
От сна может отвлечь разговор с попутчиком или ритмичная, но не оглушающая музыка. Уменьшить сонливость можно, снизив температуру воздуха в салоне.
Не побоюсь показаться банальным и напомню еще раз: по возможности откажитесь от самостоятельной поездки на автомобиле, если не удалось или почти не удалось поспать. Тем более, если обострилось хроническое заболевание или появились признаки недомогания от простуды или вирусной инфекции. Остерегайтесь приёма лекарственных препаратов, вызывающих сонливость. И уж, конечно, накануне поездки не злоупотребляйте алкоголем. В дороге не пренебрегайте и такой, казалось бы, мелочью, как очки. Если они Вам предписаны, воспользуйтесь ими даже при короткой поездке.
Хороших Вам дорог и крепкого здоровья!
|
|
|